Всего в ЦРР функционирует 13 групп, из них:
- Две 1-е младшие группы – дети от 2 до 3 лет,
- Одна 2-я младшая группа - дети от 3 до 4 лет,
- Три средних группы – дети от 4 до 5 лет,
- Две старших групп – дети от 5 до 6 лет,
- Пять подготовительных к школе групп – дети с 6 до 7 лет.
( Две группы – логопедические (с нарушением речи).
Возрастная категория |
Направленность групп |
Количество групп |
От 1,6 до 2 лет |
Общеразвивающая |
1 |
От 3 до 4 лет |
Общеразвивающая | 1 |
От 4 до 5 лет |
Общеразвивающая |
4 |
От 5 до 6 лет |
Общеразвивающая |
2 |
От 5 до 6 лет |
Компенсирующая (с нарушением речи) |
1 |
От 6 до 7 лет |
Общеразвивающая |
1 |
От 6 до 7 лет |
Компенсирующая (с нарушением речи) |
1 |
Всего 13 групп – 490 детей |
Направления деятельности ЦРР являются:
- Физкультурно-оздоровительное;
- Познавательно-речевое;
- Социально-личностное;
- Художественно-эстетическое;
Цели деятельности ЦРР
Цели определены, исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в качественном дошкольном образовании.
Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Программы «Детство» ведущими целями деятельности ЦРР являются:
- Сохранение и укрепление здоровья детей;
- Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации;
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи деятельности ЦРР
Достижение поставленных целей требует решения определенных задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности по реализации ООП необходимо:
- охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности, забота о здоровье, эмоциональном благополучии;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
Основой для образовательной программы ЦРР явились такие современные концептуальные подходы как:
- Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леоньтьев, Д. Б. Эльконин и др.):
- Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- Принцип смыслового отношения к миру. Ребенок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
- Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
- Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей;
- Деятельностный (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и др.):
- Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
- Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип интеграции образовательных областей. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
- Личностный (Л, И, Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А, Петровский и др.):
- Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
- Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, познание, художественно-эстетическое творчество, речевое развитие, коммуникация) в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и учетом их уникальной индивидуальной особенностью.
В основу организации воспитательно-образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.
Принципы:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Воспитательно-образовательный процесс строится на таких формах работы как:
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формы работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) используются разнообразные формы работы с детьми: экспериментирование, проекты, образовательное событие, свободная игра, клубный час, спонтанная деятельность и т.п.
Образовательный процесс ориентирован на интеграцию обучения и воспитания и всестороннего развития воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно-эстетическое»;
- «Физическое развитие».
Годовые задачи на 2019-2020 учебный год:
- В целях охраны и обеспечения здоровья детей продолжить работу по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении и семье, расширив комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
- Обеспечить деятельность ЦРР в режиме инновационного развития с учетом ФГОС с использованием современных педагогических проектов, продолжать работу по повышению профессиоанльного педагогического мастерства педагогов по технологиям развивающего обучения.
- Способствовать формированию целостной картины мира, семейной, гражданской принадлежности дошокльников посредством игровой деятельности.