Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад № 91
”Строитель” г. Улан-Удэ

Логоритмика – это движение, движение – это здорово

Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи, а также родители в домашних условиях.

Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать логоритмику (пальчиковый игротренинг, пальчиковые гимнастики, динамические паузы, подвижные игры).

Логоритмика - это система Рече двигательных игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Основные задачи логоритмики:

  • Развивать внимание, слуховое восприятие.
  • Развивать пространственную ориентировку.
  • Способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пальчиковые, коммуникативные игры;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Например, топая ногами продвигаемся вперед по комнате и проговариваем слова:

Вот поезд наш едет, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.

Вытянуть руки в стороны, сжать кисти в кулачок, разжать и положить на пояс, при этом проговаривать:

Руки в стороны, в кулачок. Разжимай — и на бочок.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

Сюжетно - тематическая организация работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Как заниматься логоритмикой дома?

Очень просто. Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги детского сада разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях. Желательно, чтобы мама обратила внимание на настроение и активность своего чада – упражнения с уставшим, приболевшим малышом, у которого нет положительного эмоционального настроя, пользы не принесут. Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям.

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.

Логоритмическое упражнение «Ветерок»

Что случилось с клёнами? (развести руками)
Закивали кронами. (кивки головой)
А высокие дубы (поднять руки вверх)
Будто встали на дыбы. (с поднятыми вверх руками встать на носочки)
И орешник сам не свой — Шелестит густой листвой. (потереть ладоши, произнося «ф-ф-ф»)
И чуть слышно Шепчет ясень: («ш-ш-ш») — Не согласен... Не согласен... (покачать головой)
Есть у деревьев голоса?
Нет, просто ветер начался, («у-у-у»)
Зашумели ветви на осеннем ветре. (раскачиваться, словно ветви деревьев на ветру, произнося «у-у-у») (А. Барто)

Логоритмическое упражнение «Капельки»

Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя»)
Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап»)
Брызни в поле пуще - Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку»)
Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя)
Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком)

Логоритмическое упражнение «Домик»

Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом)
С крышей, дверью и окном, (показать руками крышу, дверь и окно)
И с крылечком, и с трубой, (шагать по «ступенькам», высоко поднимая колени, и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу)
Цвет у дома – голубой. Заходите смело в дом! («распахнуть дверь» правой рукой) –
Приглашаете? Войдем! (шаг на месте) (Н. Голь)

Перечисленные выше логоритмические комплексы не нуждаются в музыкальном сопровождении, поэтому их легко выполнять дома. Упражнения под музыку более динамичны и включают в себя ходьбу (паровозиком, приставными шагами, с высоко поднятыми коленями и т.д.), бег (медленный, быстрый), прыжки и вращения.

Логоритмические упражнения

1. Дождик

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два, Еще один прыжок.
Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом и прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом

2. Листья

Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

3. Осенью

Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго дождик будет плакать, 
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.

4. За грибами

Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе.
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Рыжики срывали. 
Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.
Лисички собирала. 
Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые грибы.
Искали опятки. 
Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой ногой.
Мухомор раздавил. 

5. Овощи

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами.
Репа, свекла, редька, лук 
Поиграть решили в прятки, 
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их ищет.
Ну а ты иди искать. 

6. Капуста

Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по столу.
Раздается в доме стук. 
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить