Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение

Центр развития ребенка - Детский сад № 91
”Строитель” г. Улан-Удэ

Образование

Всего в ЦРР функционирует 13 групп, из них:

  • Две 1-е младшие группы – дети от 2 до 3 лет,
  • Одна 2-я младшая группа - дети от 3 до 4 лет,
  • Три средних группы – дети от 4 до 5 лет,
  • Две старших групп – дети от 5 до 6 лет,
  • Пять подготовительных к школе групп – дети с 6 до 7 лет.

( Две группы – логопедические (с нарушением речи).

Возрастная категория

Направленность групп

Количество групп

От 1,6 до 2 лет
От 2 до 3 лет

Общеразвивающая

1
2

От 3 до 4 лет

Общеразвивающая 1

От 4 до 5 лет

Общеразвивающая

4

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

2

От 5 до 6 лет

Компенсирующая (с нарушением речи)

1

От 6 до 7 лет

Общеразвивающая

1

От 6 до 7 лет

Компенсирующая (с нарушением речи)

1

Всего 13 групп – 490 детей

Направления деятельности ЦРР являются:

  • Физкультурно-оздоровительное;
  • Познавательно-речевое;   
  • Социально-личностное;
  • Художественно-эстетическое;

Цели деятельности ЦРР

Цели определены, исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в качественном дошкольном образовании.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Программы «Детство» ведущими целями деятельности ЦРР являются:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации;
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. 

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо­вательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Задачи деятельности ЦРР

Достижение поставленных целей требует решения определенных задач деятельности ДОУ. Для успешной деятельности  по реализации ООП необходимо:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности, забота о здоровье, эмоциональном благополучии;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительны­ми, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспита­тельно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклоннос­тями каждого ребенка;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

Основой для образовательной программы ЦРР явились такие современные концептуальные подходы как:

- Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леоньтьев, Д. Б. Эльконин и др.):

  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Ребенок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является  и который так или иначе переживает  и осмысляет для себя.
  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей;

- Деятельностный (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и др.):

  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору  на предшествующее спонтанное (или не управляемое прямо), самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  • Принцип интеграции образовательных областей. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать  образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

- Личностный (Л, И, Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А, Петровский и др.):

  • Принцип адаптивности. Предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
  • Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие ребёнка-дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

 При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, познание, художественно-эстетическое творчество, речевое развитие, коммуникация) в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и учетом их уникальной индивидуальной особенностью.

В основу организации воспитательно-образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей. 

Принципы:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положе­ниям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Воспитательно-образовательный процесс строится на таких формах работы  как: 

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формы работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) используются разнообразные формы работы с детьми: экспериментирование, проекты, образовательное событие, свободная игра, клубный час, спонтанная деятельность и т.п.

Образовательный процесс ориентирован на интеграцию обучения и воспитания и всестороннего развития воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое»;
  • «Физическое развитие».

Годовые задачи на 2019-2020 учебный год:

  • В целях охраны и обеспечения здоровья детей продолжить работу по формированию здорового образа жизни в дошкольном учреждении и семье, расширив комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
  • Обеспечить деятельность ЦРР в режиме инновационного развития с учетом ФГОС с использованием современных педагогических проектов, продолжать работу по повышению профессиоанльного педагогического мастерства педагогов по технологиям развивающего обучения.
  • Способствовать формированию целостной картины мира, семейной, гражданской принадлежности дошокльников посредством игровой деятельности.

Программа развития ЦРР 91 "Строитель"

Программа по работе с неблагополучными семьями и профилактических мероприятий по предупреждению нарушений прав детей в семье